Мега каратэ

Мега каратэ

История стиля



Предание гласит, что индийский монах Бодхидхарма, который был сыном короля Южной Индии и искусным мастером борьбы Каларипят, странствуя по Китаю достиг храма Шаолинь, лежащего на севере, вблизи гор Судзан. Он, постигший глубины Буддизма, был двадцать восьмым (и последним) патриархом Буддизма после великого Будды и видел свое жизненное предначертание в раскрытии перед людьми законов мироздания и философских законов общества. Достигнув храма Шаолинь, он передал великое учение священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма стал их обучать комплексу из 18 упражнений, основанных на технике борьбы Каларипят. Так появилось Сёриндзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь), давшее монахам на только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное оружие для самообороны, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно.

Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений. Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются фундаментом любого стиля каратэдо. Сёриндзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь Постепенно кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам. В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях, и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений. Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами.

Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад. Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Рука Окинавы).

Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике. Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэдо. Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в ХIV-ХV веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия "То" происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй "Дэ" - это другое прочтение традиционного для нас слога "Тэ", означающего "рука". Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэдо: "Рука Тьянг" или 'Техника из Китая". В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Сёриндзирю.

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Сёриндзирю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Сёриндзирю. В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как "катанагари". Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет проведший в Китае. Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Сёриндзирю. Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади "представление", показав целую серию различных приемов из Сёриндзирю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката

 

Кайсо Кори Хисатака

Масайоси Кайсо Кори Хисатака (22 апреля 1907 – 13 августа 1988) родился на Окинаве 22 апреля 1907 года. При рождении он был зарегистрирован под именем Сейки Кудака, что является произношением на окинавском диалекте букв, произносящихся по-японски Масайоси Хисатака. Он был прямым потомком Сейвы, пятьдесят шестого японского императора и Таметомо Минамото, первого японского сегуна. После поражения в битве Таметомо бежал. Судьба привела его на Окинаву, где он высадился в заливе Унтен, и его семья постепенно набрала силу и стала правящей, нося имя Шо.

В течение следующих нескольких столетий династийная фамилия менялась несколько раз. Прапрадедушке Кайсо Сейсоку Тогуни был пожалован остров Кудака в знак признательности за его службу императорскому дому Окинавы, и вскоре фамилия Кудака была принята как фамилия рода (поэтому в названии ката по стилю Сериндзирю часто присутствует слово Кудака). Кайсо Кори Хисатака начал обучаться Будо в юном возрасте, что было традиционно для семей дворянских кланов Окинавы. Его первым учителем был сенсей Анкох Асато, который ввел его в Сериндзирю. Еще одним человеком, оказавшим основное влияние на его развитие был мастер Чотоку Кьян, один из лучших мастеров каратэ Окинавы. На воспитание Кори Хисатака огромное влияние оказывал его отец, учивший его традициям клана Кудака и техники Дзима Шиширю Кудака-рю, передаваемой только от отца к сыну.

Одним из факторов, выделявшим его среди сверстников было не только его высокое происхождение, но и выдающиеся физические данные. В лучшие годы при росте 180 см, его вес был 100 кг. В юности он был чемпионом Окинавы в Гранд-сумо. В силу своего высокого социального положения Кайсо Кори Хисатака имел возможность общаться с самыми выдающимися мастерами. Так, например, ведущий специалист в Серейдзи-рю Канрио Хигаона неоднократно тренировался с ним и показывал нюансы этого стиля. Кайсо Кори Хисатака учился в одной школе с Кенва Мабуки, основателем Сито-рю, и, естественно, они часто тренировались в зале клана Кудака. В этих тренировках часто принимал участие и Ходжун Мийаги (в дальнейшем основатель Годзю-рю). В 1930 году Кайсо Кори Хисатака с мастерами Чотоку Кьян и Рюсеи Кувае побывал на Тайване на фестивале боевых искусств. После фестиваля три окинавских мастера путешествовали по Тайваню, выступая с показательными боями, в которых ни разу не проиграли. Сенсей Кьян вернулся потом на Окинаву, тогда как сенсей Куваи остался на Тайване, а Кайсо Кори Хисатака предпринял поездку по Китаю. Путешествуя по Китаю, он изучал не только воинские искусства, но и китайскую медицину, философию.

В 1933 году Кори Хисатака посетил Манчжурию, где выступал на фестивале боевых искусств. Путешествуя по этой части мира, Кайсо Кори Хисатака посетил Афганистан и Россию. После возвращения на Окинаву он проехал по Японии, где вместе с ним некоторое время путешествовал и мастер Чотоку Кьян. В этой поездке он посещал различные школы дзюдо и кендо во многих префектурах, где регулярно сражался с чемпионами в каждой области и побеждал. Будучи в Японии, Кайсо Кори Хисатака изучал дзюдо в Кодокане - "Мекке дзюдо" под руководством мастера Санро Току. После года обучения он был аттестован в Кодокане с белого пояса сразу на 4-й дан. В истории дзюдо это единственный и уникальный случай. Во время второй мировой войны Кайсо Кори Хисатака вернулся в Манчжурию в поселение Чо Кокко, где выполнял задание японского Правительства по охране нескольких стратегических объектов.

В это время судьба свела вместе Кайсо Кори Хисатака и одного из старейших виртуозов боевых искусств Японии того времени Минору Мочидзуки. Сенсей Мочидзуки был личным учеником Дзигаро Кано (основатель дзюдо) и учителя Морихеи Уесиба (основатель айкидо) и имел десятый дан в каждом из искусств. Этот период стал для Кайсо Кори Хисатака чрезвычайно плодотворным, т.к. во время совместных тренировок с Мочидзуки происходило обогащение его техники. Возвратившись в Японию после окончания войны, Кайсо Кори Хисатака нашел страну разрушенной, а людей - деморализованными. Он увидел, что Будо может стать прекрасным средством для поднятия духа народа и поэтому в 1945 г. создал свое новое направление, объединив все огромное историческое наследие Окинавского каратэ, которое назвал Сериндзирю Кенкокан каратэдо. Это название можно перевести как "Университет по изучению Сериндзирю каратэдо". Первый главный зал - Хомбудодзе, этой школы находился на острове Киуши в Камамото. Чтобы дать своим детям хорошее образование Кайсо Кори Хисатака переезжает со своей семьей в г. Токио.

Параллельно с этим он переводит свою школу в Шимо-Котазава в районе Сетагайа. Среди тех, кто тренировался с ним в Хомбу-додзе, был сенсей Хиронори Отсука (основатель стиля Вадо-рю). Кайсо Кори Хисатака оказал огромное влияние на развитие современного каратэдо. Так, например, когда Гичин Фунакоши только начинал преподавать каратэ, он предоставил ему помещение, в котором Фунакоши мог заниматься со своими учениками. В зале Кайсо Кори Хисатака также обучался Дошин Со, основатель Сериндзи кемпо, и Самабуку Ро, основатель стиля Иссин-рю. В 1955 г. Хомбу-додзе был перенесен в район Васеда токийского района Синдзюку, где и находится по сей день. На церемонии открытия присутствовало много почетных гостей, например, Шинки Гима (этот легендарный мастер впервые с Фунакоши продемонстрировал каратэ в Японии).

Во время церемонии открытия ученики Кайсо Кори Хисатака впервые показали кумитэ с использованием защитного оборудования - богу. Таким образом, уже тогда был заложен фундамент современной системы соревнований, названной позже Косики каратэ.

 
Joomla Templates from JoomlaShack.com